18 декабря 2019 года на кафедре товароведения и экспертизы товаров было проведено потребительское тестирование непродовольственных товаров повседневного спроса: махровых полотенец, столовых салфеток и туалетной бумаги.

Потребительское тестирование явилось заключительным этапом мониторинга качества указанных товаров, реализуемых на предприятиях розничной торговли города Красноярска. Ему предшествовали этапы лабораторных исследований образцов в испытательном центре ФБУ «Красноярский ЦСМ» и товароведческой экспертизы, выполненной специалистами – товароведами и технологами легкой промышленности.

В качестве экспертов в процедуре потребительского тестирования выступили студенты 1 и 2 курсов – будущие бакалавры товароведения и специалисты таможенного дела, а также учащиеся средней школы № 1 имени Сурикова В.И. Руководили и помогали начинающим экспертам опытные наставники – доцент кафедры товароведения и экспертизы товаров Зайченко Е.А., старшие преподаватели Петренко Е.В. и Федченко Е.А. Результаты потребительского тестирования комментировали и обобщали с результатами экспертной оценки и лабораторных испытаний ведущие специалисты в области безопасности и качества непродовольственных товаров ФБУ «Красноярский ЦСМ» Мельник Т.В., Соколова Я.С. и Петрова В.В.

0922 DSC 0938 1 min

Как показали результаты исследования внешнего вида, качества производственного исполнения все образцы махровых полотенец соответствуют нормативным требованиям. Однако лабораторные испытания выявили в четырех из десяти исследованных образцов нарушения по таким качественным физико-химическим показателям, как капиллярность, водопоглощение и устойчивость окраски к стирке. Лучшими признаны образцы, изготовленные в Индии, Турции и российской компанией «Цветные сны». 

0934

Сервировочные салфетки исследовались по гигиеническим показателям: интенсивность запаха, уровень миграции вредных химических веществ, индекс токсичности, а также физико-химическим свойствам: впитываемость, устойчивость к разрушающему действию, кислотность водной вытяжки. По результатам мониторинга лучшими признаны салфетки марки «Zeva» (производство Австрии). Остальные семь образцов имели отклонения от установленных требований: пять – по показателю «индекс токсичности», у шести образцов выявлено завышенное значение рН водной вытяжки.

Не меньшее разочарование вызвали результаты тестирования туалетной бумаги. Из 12 исследованных образцов 11 имели неполную маркировку. Чаще всего производитель не указывает номинальные размеры изделия, сведения об утилизации, сырье, из которого изготовлена туалетная бумага, что не соответствует ГОСТ и является нарушением Закона о защите прав потребителя.

Результаты испытаний по показателям безопасности и качества выявили у образца трехслойной ароматизированной бумаги «Papia» неустойчивость нанесенного красителя; в трех образцах – несоответствие по показателю «разрушающее усилие», что влияет на прочностные свойства туалетной бумаги; в двух образцах выявлено превышение по содержанию тяжелого металла – свинца.

Тестирование образцов туалетной бумаги по внешнему виду, качеству намотки, мягкости, легкости отрыва листов, растворимости, отсутствия дефектов в сочетании с соответствием требованиям безопасности позволили определить как лучшие образцы среди однослойной бумаги продукцию «Народного предприятия набережночелнинский картонно-бумажный комбинат им. С.П. Титова», в группе многослойной бумаги – продукцию бренда «Familia plus», произведенную в Татарстане. 

0920

Кроме того, начинающими экспертами был выполнен контроль расфасовки и количества сыпучих продовольственных и непродовольственных товаров в упаковке. Установлено отрицательное отклонение от массы нетто, превышающее рекомендуемые предельные значения, в случае таблеток для посудомоечной машины, выпускаемые под торговой маркой «Лента», приправы для говядины торговой марки «Приправыч» и стирального порошка «Ушастый нянь». Кроме того, упаковка стирального порошка «Ушастый нянь» и лимонной кислоты «Приправка» заполнены менее чем на 70% от общего объема, что дает своим внешним видом ложное представление о количестве содержимого и соответствует определению «фальшивая» упаковка.

0919

Думается, что полученные результаты будут не только востребованы студентами и школьниками при подготовке курсовых и научно-исследовательских работ, но полезны и интересны рядовым потребителям, делающим ежедневный выбор в пользу того или иного товара повседневного спроса.

Зав. кафедрой товароведения
и экспертизы товаров ТЭИ СФУ
И.В. Кротова