В московском издательстве ИНФРА-М вышла в свет фундаментальная  монография «Высшее образование в России: вызовы времени и взгляд в будущее» (М.: ИНФРА-М, 2020. 610 с.). Авторами монографии является большой коллектив ученых, представляющий известные столичные и региональные университеты (МГУ, МГИМО, ВШЭ, ГУУ, РЭУ им Г.В.Плеханова, Московская школа «СКОЛКОВО», Санкт-Петербургский университет, Сибирский федеральный университет и др.) и научно-исследовательские институты Российской Академии наук: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова, Центральный экономико-математический институт и др.

titul1

Монография завершает большой цикл выполненных в последние годы исследований по проблемам управления высшим образованием России, включая управление в системе аттестации и подготовки кадров высшей квалификации.

В данном случае авторский коллектив, обобщая вызовы системе высшего образования, основные акценты своего научного поиска направил в будущее, на прогнозирование условий, с которыми российское общество и его высшее образование столкнутся уже в ближайшее время. В первом разделе монографии «Высшее образование в России как драйвер инновационных сдвигов» рассмотрены общие проблемы и перспективы развития высшего образования России. В частности, в главах этого раздела рассматривается роль высшего образования в системе подготовки профессиональных кадров, в том числе для высокотехнологичных сфер экономики. Кроме этого, раскрываются проблемы взаимодействия вузов с внешними партнерами, с рынком труда, а также особенности функционирования опорных университетов, которые призваны стать драйверами инновационных процессов, прогнозируемых в системе российского образования. Во втором разделе «Управление высшим образованием в условиях всеобщей цифровизации» рассматриваются вызовы национальной системе высшего образования, обусловленные необходимостью всеобщей цифровизации.

Авторы глав обращают особое внимание на стратегические приоритеты развития российского высшего образования, обновление миссий классических и технических университетов, рассматривают деятельность консультационных фирм в сфере IT-технологий, а также раскрывают инструменты взаимодействия университетов с крупными промышленными партнерами на отечественном ITрынке. Отдельная глава раздела обобщает мнение российского студенчества о возможностях и угрозах развитию цифровой экономики. В третьем разделе «Повышение управленческого и педагогического потенциалов высшей школы России» представлены главы, рассматривающие возможности и перспективы развития управленческого и педагогического потенциала высшей школы, в том числе возможности повышения личной организованности и работоспособности университетских менеджеров. В заключительном, четвертом, разделе «Управление студенческой средой в университетах России» исследованы особенности жизнедеятельности студенческой среды университетов, в частности, изменение приоритетов жизни и социальной устойчивости российского студенчества, мотивация и качество обучения магистрантов в российских университетах. Кроме того, в главах этого раздела рассматриваются возможности развития инклюзивного образования, модель интернационализации российского высшего образования, инновационное предпринимательство в российских университетах, готовность обучаться в университетах российских школьников, доступность высшего образования для сельского населения и другие проблемы высшего образования. Рецензентами монографии выступили: Ендовицкий Д.А., доктор экономических наук, профессор, ректор Воронежского государственного университета и Денисов И.В., доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой теории менеджмента и бизнес-технологий Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.

Главный редактор ООО «Научно-издательский центр ИНФРА-М»
В.М. Прудников